Недавний всплеск инцидентов с беспилотниками в двух самых загруженных аэропортах мира вновь привлек внимание к технологиям против беспилотных летательных аппаратов. Правда, авиационные власти Дубая уже опережают эту ситуацию.

Закрытие на три дня лондонского аэропорта Гатвик незадолго до Рождества, за которым последовало очень короткое закрытие одной ВПП в аэропорту Хитроу сразу после Нового года, выдвинули на первый план угрозу беспилотников, что Управление гражданской авиации Великобритании посчитало преднамеренным вредоносным нарушением воздушного пространства.

EasyJet сообщал, что закрытие аэропорта Gatwick обошлось в 15 миллионов фунтов стерлингов при снижении продаж билетов на 5 миллионов фунтов стерлингов и компенсаций в размере 10 миллионов фунтов стерлингов пассажирам, пострадавшим от сбоя. Общая стоимость инцидента еще не подсчитана, но британская полиция так никого и не арестовала.

Угроза дронов не является чем-то новым для аэропортов Ближнего Востока, только недавно, в августе 2018 года, повстанцы Хути в Йемене заявили, что напали на международный аэропорт Дубая с помощью беспилотника, что было быстро опровергнуто Главным управлением гражданской авиации ОАЭ.

Это был не первый инцидент с беспилотниками в аэропорту Дубая. В 2105 году аэропорт Дубая был закрыт на 55 минут из-за беспилотников, но этого было достаточно, чтобы власти всерьез восприняли угрозу. С тех пор он закрывался еще несколько раз, но все инциденты были объявлены исчерпанными менее чем за два часа.

Управление по стандартизации и метрологии Эмиратов (ESMA) подсчитало, что закрытие аэропорта стоит 100000 долларов в минуту, учитывая его статус международного авиаузла. С такими цифрами не заняло много времени на появление технологий против дронов.

Дубай считается «лидером» в регулировании использования БПЛА после того, как пережил одно из первых в мире крупных закрытий аэропортов, связанных с полетом беспилотников в 2015 году. Этот опыт и быстро внедренные новые правила и законы Дубая, придали ему статус «лидера».

В интервью газете Gulf News Майкл Рудольф, глава службы безопасности воздушного пространства Дубайской гражданской авиации, сказал: «Нам пришлось довольно быстро найти решение, которое позволило бы летному сообществу поверить в безопасность воздушного пространства Дубая, и мы разработали протоколы, которые в будущем могли бы смягчить такие закрытия».

Эти протоколы включают введение новых правил и положений, призванных удерживать операторов беспилотников от полетов в определенных районах. Наказания варьируются от жестких штрафов до возможных сроков тюремного заключения.

Кроме того, все операторы дронов должны пройти обучение, а затем зарегистрировать свой беспилотник и себя в качестве пилота, прежде чем они смогут летать и получить страховку третьей стороны.

«Все это довольно уникально для Дубая, и поэтому мы можем сказать, что мы определенно являемся лидерами в отрасли в отношении регулирования и политики, обеспечивающей как общественное, так и воздушное пространство, как можно более безопасным», — добавил Майкл.

Не все страны Ближнего Востока разрешают использовать беспилотники. Они запрещены в Алжире, Иране, Ираке, Кувейте, Саудовской Аравии и Сирии. А в некоторых странах, таких как Оман, они разрешены только в коммерческих целях и должны быть лицензированы.

Так что мало где использование дронов разрешено. Например, в Бахрейне нет никаких правил, но беспилотники будут конфискованы на въезде, Катар позволяет полеты дронов только гражданам Катара. Ну и ОАЭ, вот почему Дубай считается лидером в этой области.

Как справляться с угрозой беспилотников?

По сути, здесь есть два элемента: первый — обнаружение, а второй — защита или уничтожение. Технологии обнаружения включают: радары, приемники радиосигналов, акустические детекторы, а также оптические и тепловые камеры. Помня, что многие дроны маленькие, сделаны из пластика, летают быстро, низко и «беспорядочно» и имеют мало частей, отражающих сигнал радара, их обнаружение и отслеживание не так просты, как кажется.

Технологии, разработанные для защиты от вторжения или прерывания вторжения, проблематичны, когда речь заходит об их работе. Они бывают электронные и физические.

Электронные методы борьбы с БПЛА включают в себя глушилки, которые могут прервать управляющий сигнал дрона или сигнал GPS, спуферы, обрывающие сигнал GPS, взлом управляющего сигнала, использование звуковых волн или лазеров или электромагнитных импульсов высокой энергии или микроволн, предназначенных для уничтожения электроники дрона.

Физические методы включают сети (запускаемые или переносимые другим беспилотником, или запускаемые из ручного устройства, такого как пистолет на земле), люди с дробовиком (не рекомендуется), хищные птицы (как в Нидерландах) или, как на youtube рулоном туалетной бумаги, когда роторы незаконно летающего на футбольном матче беспилотника намотали рулон туалетной бумаги метко и очень удачно брошенным сверху.

Физические методы обычно действуют на короткие дистанции и часто неточны, кроме сетей, запускаемых дроном. Электронные методы чреваты трудностями, вызванными потенциальным побочным ущербом. Частоты управления дроном аналогичны частотам WI-FI, что исключает простоту использования технологий глушения. Никто же не хочет заглушить или подменить сигнал GPS в районе аэропорта или выжечь электронные устройства. Таким образом, хотя теоретически такие методы кажутся идеальными, в действительности их практически невозможно использовать в аэропортах.

Угроза незаконного использования беспилотников находится на переднем крае безопасности аэропортов во всем мире и является реальной тенденцией, которая, вероятно, получит повышенное внимание в течение 2019 года.

securitymiddleeastmag.com